Four seasons

О культуре общения в профессии и по жизни

За эту неделю в поисках специалистов, готовых принять участие в моем журналистском исследовании напрямую столкнулась с отношением людей к тем, кто к ним обращается и, в общем, к самим себе, к своему делу.

Отношение это заключается в том, что отвечать на сторонние письменные обращения вроде как необязательно.

Звоню в организацию, излагаю суть своего вопроса (прошу поучаствовать в качестве эксперта в статье), на что мне отвечают: «пишите заявку на сайте (шлите письмо) …» и далее – «если нам это будет интересно, мы вам ответим».

То есть, получается, если не интересно, то отвечать не обязательно. По их логике, если ты пришел с нужным им сейчас предложением, ты желаннй человек, а если нет - то вообще разговаривать ни к чему.

Какое это имеет отношение к их собственному делу? Прямое. Люди осознанно лишают себя контактов. А надо ли говорить, что значит в жизни, в бизнесе контакты сегодня? Насколько они под час помогают быстрее решить любые вопросы. Если не актуальные на сегодня, то в перспективе - это возможности, которые могут привести не только к взаимовыгодному сотрудничеству, но и личной пользе. И уж совсем очевидно, что как ты – так в будущем отнесутся и к тебе.



Но люди не привыкли думать в перспективу. Это раз. Во-вторых, недооценивают возможности СМИ. Но, судя по таким примерам, похоже, очевидны они только нам, журналистам.

Совсем недавно был наш День. Я писала об этом здесь. Мой коллега-напарник поздравлял в блоге нашего издания. Кто в итоге пришел туда? Пара человек и те свои. Пусть не большой, но красноречивый показатель отношения людей к журналистике и журналистам. Но речь не об этом, точнее, не столько об этом.

По специальности я документовед. В нашей профессии много нюансов, специфики, которой мы учились, отвечали на экзамене, а после применяли на практике. Но есть вещи, которые очевидны и не требуют запоминания. Одна из них – на любое письмо организация должна дать ответ обратившемуся к ней человеку. Каким бы оно ни было. Даже если кто-то напишет про то, что в деревне «Гадюкино» идут дожди:-)
И если ты, будучи профессиональным документоведом не усвоил это правило, то после, не исполняя его на практике, так или иначе «получишь по шее». Короче, жизнь научит.

Изначально речь, конечно, о бумажном документе. Но чем от него, по сути, отличается электронное письмо, обращение, оставленное на сайте как заявка? Ничем. Тем более, что сейчас это в большей степени востребованный вид коммуникации, чем бумажные письма. И здесь уже не нужно иметь диплом, чтобы понимать эту простую истину. Прописывать как требования в регламентах компании. Это уже часть культуры людей и организации в целом, которая во многом будет являться показателем для сторонних людей, потенциальных партнеров и т.д.

Простой пример из жизни. Если на улице к вам подходит человек и спрашивает, как ему пройти на такую-то улицу, то вы в любом случае не промолчите. Даже если не знаете, так и скажете и не пройдете мимо молча. Так чем же культура общения с незнакомыми на улице отличается от общения с ними в сети, по e-mail? Только в том, что мы не видим человека лично, прямо перед собой. Но ведь в смысле вопроса, просьбы это роли не играет.

Сегодня мне порекомендовали известного специалиста, который широко известен в своей области и также в смежной, которая, конечно, является делопроизводством. Я этого специалиста лично не знаю и не встречала. Но позвонив по телефону, изложив ту же самую просьбу, о которой писала выше, выслушала уже знакомый ответ секретаря: оставляйте заявку и если этому специалисту будет интересно, то он с вами свяжется...

Этот специалист может быть знаком с новейшими изменениями в законодательстве, выступать на семинарах и конференциях, но в главном для меня он – дилетант. Потому времени на таких предпочту не тратить. Если даже секретарь там не обучен давать хотя бы формальный ответ на письмо.
Мнение рядового специалиста, неименитого, но внимательного человека-практика для меня будет гораздо ценнее.
Серьезный текст... Тут есть, над чем подумать. И что сказать.
Вот только коротко не умею, а длинной будет неинтересно.

Жизнь - она такая как есть. Ее, конечно, нужно менять к лучшему, но при этом нужно жить в тех условиях, которые есть сегодня.

Оля, ты права в том, что у нас в обществе недостатчна культура общения. У нас СМИ занимают не то место, какое они должны заниматься в современном демократическом обществе (потому что общество не очень демократическое).

Но ты не права, если считаешь, что кто-то будет решать за нас наши проблемы. Нужно понять - в чем суть журналистики, в чем твоя роль в обществе.
Кто такой журналист? Это просто передаточный механизм, которые может обзвонить экспертов и довести их мнения до читателей7

А ты уверена, что люди, которых ты считаешь экспертами, являются таковыми?
Очень интересно узнать, кого тебе сегодня порекомендовали как "известного специалиста" и по какому вопросу ты к нему обращалась. А ты уверена, что он действительно является экспертом? А может быть, ответ секретаря - это не потому что спец занят, а потому что ему НЕЧЕГО сказать по существу?

Да, тут есть много поводов для размыщлений.
А может быть, нужно самой стать экспертом? Нет, не "может быть"... Им нужно стать!!!
Озадачила, это хорошо:-)

Написалось вчера по "горячим следам" впечатлений от разговоров. Не легкое это дело - искать толковых людей, особенно, если нет уверенности, что они таковыми являются:-)
Где-то - просто по сети, и через знакомых. Того специалиста мне тоже порекомендовали. Отдельно напишу тебе про него.
Но ведь даже если нечего сказать, можно написать формальный ответ: спасибо, ваше предложение на сегодня нам не интересно" или в таком духе.
Увы, подавляющему большинству проще просто промолчать...

Раньше думала, что наша работа главным образом сводиться к освещению событий с минимальным количеством слов и мыслей от себя. Теперь ситуация меняется почти до наоборот. Но трансформация и перестройка мыслей по этому поводу не всегда дается легко.