Four seasons

Высшему образованию в делопроизводстве конец?

Поздравляя преподавателей с Днем факультета, узнала о том, что, похоже, нашей специальности – полномасштабному обучению с последующей выдачей диплома после 5 лет опять приходит конец как некогда «государственному делопроизводству». Согласно какой-то программе, документоведение впредь будут преподавать в качестве бакалавра, очевидно, после первого завершенного высшего образования. Сейчас в институте в параллель с нашей специальностью открыли что-то типа курсов повышения квалификации по данной специальности.

Очевидно, чиновники в сфере образования признали нашу специальность надуманной и совершенно не нуждающейся в высшем образовании
Наши в институте шутят: - «Успеем обучить только на ксероксе копии делать!»

Хорошо, что люди, посвятившему обучению на непосредственно нами же созданном факультете уже 10 лет, а до этого многие и многие годы преподававшие документоведение и дисциплины истории и организации государственных учреждений студентам других специальностей, воспринимают это с юмором. Что дальше будет и во что это выльется – с одной стороны уже известно. Дипломированные специалисты с высшим образованием перестанут «выпускаться» через пять-шесть лет, после того, как завершат свое обучение последние выпускники. Тогда как же быть с курсом Правительства на переход на безбумажное делопроизводство? Ему кто, когда, сколько и где будет обучать?

Что касается объема обучения по специальности в сокращённом варианте, хорошо это или плохо не знаю, если честно.
Мне, к счастью, есть с чем сравнить. Сама, обучаясь в ВУЗе, имея диплом с той же квалификацией после политеха, пришла к выводу, что трёхгодичное средне-специальное образование дало мне гораздо больше, потому как представляет собой более систематизировано упорядоченные навыки и знания, чем преподавали в институте. Хотя, это мнение студентки заочной и очно-заочной формы обучения. У «дневников» наверняка будет иное мнение на этот счет.
Нам-то смежные и общеобразовательные дисциплины преподавали зачастую со смешным количество часов. Так что вопрос об их подробном и глубоком изучении в принципе стоять не мог. Все это было так, слегка коснувшись. Да и то, если преподаватель попадется заинтересованный в своей работе и умеющий донести смысл своего предмета до аудитории.

Помню, на первом курсе таковым для меня была философия. Молодая девушка сделала все возможное, чтобы нам было интересно на ее лекциях. Так оно и было. Я даже позже перечитывала некоторых понравившихся авторов. И сейчас помню А. Камю… Но в большинстве своем общеобразовательные и смежные дисциплины прошли для меня как-то не слишком заметно. Так что, возможно, их отсутствие не слишком скажется на широте кругозора выпускников.:-)

Если это будет упорное и обстоятельное сосредоточение на основных дисциплинах, которые проходят документоведы, и в программу обучения включат и сделают реальный упор на новейшие технологии делопроизводства, как-то обучение работе с электронным документооборотом, то я за них буду только рада.

Если же все останется так, как было во время нашего обучения (минимальное кол-во часов, отведённых на практику составления документов – лабораторные работы, весьма условное составление проектов документов, чрезмерное погружение в исторические каноны делопроизводства типа изучения классификаторов, вместо практики работы с эл. программами, регулярные перебои со свободными и просторными аудиториями, сторонние преподаватели смежных дисциплин, параллельные потоки, отсутствие новейших учебников и пособий, выдаваемых на руки, а не только в читальном зале), то, честно говоря, я бы на их месте лучше бы отправилась в техникум. Но сейчас и их закрывают…

Короче говоря, выбор у будущих студентов, желающих получить образование в данном направлении, не большой. Конечно, помимо нашего, остаются, другие государственные ВУЗы. Но там, думаю, ситуация будет примерно такая же - закон чиновников для всех един. А что происходит в негосударственных институтах, честно говоря, вызывало сильные опасения и пять, и десять лет назад.

Так что, какое развитие новейших технологий, о котором сейчас не говорит только ленивый, возможно «светит» нашей стране в ближайшее время, можно лишь догадываться. Будем надеяться на то, что, сокращая одни специальности, им на смену придут немного иные, компенсирующие необходимость освоения и изучения новейших технологий в области документооборота, ИСО, СМК.
Знаешь, очень и очень вряд ли пойдет по позитивному сценарию. Хотелось бы, конечно, верить, но я с тобой все эти 4,5 года проработал и тоже видел этот очаровательный пофигизм составителей учебных планов, преподавателей и сотрудников обоих кафедр. Впрочем, это не только к нашей специальности относится. Знаешь, когда в институтах начнут давать реальное образование вместо полулипового, которое будет реально пригождаться в посл. трудовой деятельности... Да, черепашьим шагом оно к тому движется, в некоторых областях, по большей части в технических )особенно что касается ведущих ВУЗов типа МГУ, МГИМО, МАИ и проч.), но в гуманитарной сфере как был бардак, так и остается. В меньшей степени это касается юристов, психологов и лингвистов, ибо их специальности куда более востребованы на рынке труда, чем наша с тобой.
Посуди сама: очень мало кому нужен специалист нашего профиля, я тебе не открыл Америку, да? :) Если реально смотреть на вещи, то документоведение - узкоспециализированная область гуманитарного знания, востребованная в учреждениях со сложной структурой управления и/или огромным количеством самой разнообразной документации. Да и то специалист нашего профиля, который не будет сводить свои обязанности к разносу и регистрированию документов, скорее востребован там как независимый консультант, а не как штатный работник.
Возьми хотя бы нашу работу: любой человек с должным количеством интеллекта, усидчивости и адекватного поведения освоит ее месяца за полтора. Да, ему будет сложно первые полгода в решении нестандартных ситуаций, но со временем он и это осилит. Спрашивается - нафига тогда козе баян документоведу диплом? :) И собственно, нафига тогда делать факультет, который будет обучать этой сомнительной во всех отношениях специальности?
Мое мнение: документоведение как наука еще очень и очень неоперившаяся и не доказавшая реально свою значимость в современном мире. Пока что в реальности это прикладная область знаний к архивоведению. Для становления любой науки необходимо лет 60-70 минимум, а документоведение оформилось в отдельную область знаний только в 80-ые годы, и мы, получается, в каком то смысле наблюдаем, как она образуется, и учились у людей, стоящих у ее основ. Может быть и поэтому тоже мне интересно работать в этой области, хотя все время, пока я учился в институте, я этого как-то не доосмысливал, и только написав диплом и после, в аспирантуре, понял - здесь же практически непаханое поле для практики и теории, но... Пахать его и тем более засеивать никто особенно не стремится, увы. Количество энтузиастов исчезающе мало, а на них держится любая область научного знания! Одно только внедрение комп. технологий в документооборот сразу влечет за собой автоматическую оптимизацию управленческих процессов, избавление от бюрократической работы и прочая.
Но! Грамотно это преподнести, подать, разобрать, разработать, черт возьми, простую и понятную технологию внедрения - пока кишка тонка у наших. Если действительно соберется группа энтузиастов, готовых реально разработать нечто подобное, я бы очень хотел в этом поучаствовать. Хотя может они и есть, просто мы о них не знаем?...:)))
Нет, Америки ты мне не открыл. Действительно, "мало кому нужен специалист нашего профиля", если говорить о том, к великому сожалению, большинстве граждан нашей страны, которые не подозревают о возможностях делопроизводства и, как следствие, необходимости специалиста на этой должности. Здесь вот ещё что важно, когда студенты идут обучаться чему либо, редкий педагог объяснит им суть своего предмета. А это очень важно - понимать ЗАЧЕМ ЭТО НАДО ЛЮДЯМ. Вот и получаем то, что имеем - не только обыватели, но зачастую и специалисты, сами толком не могут объяснить для чего документы надо составлять и работать с ними именно так, а не иначе. Для чего нужен единый порядок ведения делопроизводства.
Ведение грамотного делопроизводства - это упорядоченная работа (от слова порядок) с документами, призванная уйти от анархии бумажного разнообразия и бестолковой траты бумаги и единым, принятым и понятным всем нормам ведения и работы с документами.

Да, можно сказать, что делопроизводство - "узкоспециализированная область гуманитарного знания", если говорить только, например об управленческой документации, вести которую нас с тобой учили. А если принять во внимание весь спектр всевозможной документации самых разнообразных сфер деятельности человека - это уже совсем другая картина. Может быть в том и беда нашего обучения - нам преподавали только одну малую толику из этого многообразия.
И поэтому-то "любой человек с должным количеством интеллекта, усидчивости и адекватного поведения освоит ее месяца за полтора." Действительно, что сложного - прочти учебник, на худой конец, поспрашивай как работа с документами велась до этого и в перед с песней! Но тогда встает другой вопрос - если это так просто, тогда почему до сих пор в стране не сложилось порядка в делопроизводстве? Почему нет культуры составления и обращения с документами? Почему наших с тобой коллег называют бюрократами? Хотя это совсем далеко от истины.

Считаю, пока ответов на эти вопросы нет, проблема делопроизводства не может быть снята с повестки дня и должна рассматриваться на самом высоком уровне.

Вот и наш Президент говорит, что мы себе до сих пор можем позволить бумажный документооборот, потому как леса у нас много. И продолжает ратовать за электронный. Но без понятий и практики бумажного делопроизводства не построить ни электронного, ни СМК. Без изучения и знания традиций в любом деле, не бывает принципиально нового и успешного будущего. Вот когда поймут эту простую истину, тогда быть может лёд и тронется. А для этого нужны специалисты, которые расскажут, объяснят и предложат новые пути развития делопроизводства, основанные на опыте и знаниях десятилетий нынешнего и прошлого века.

Так что давай предпринимать все от нас зависящее на данном конкретном месте работы, что мы в общем и делаем. Тогда все, о чем мечтаем получится. Как говорится - дорогу осилит идущий.