Four seasons

Из истории строительства Петербурга

В одном из номеров журнала ОЧЕНЬ UM с увлечением прочитала статью об истории строительства Санкт-Петербурга. Статья заслуживает отдельного внимания, потому как, на мой взгляд, эта история очень интересна!:-) Кроме того, материал изложен замечательно и фотографии к нему чудесные. Их, к сожалению, сюда перенести не смогу, а вот отдельные абзацы с удовольствием сохраню на странице своего журнала и дополню фотографиями из архива путешествий по любимейшему Петербургу!;-)


Законы, регламентирующие строительство, появились в нашей стране еще при отце Петра I - царе Алексее Михайловиче. Причиной их создания была, однако, совсем не забота о красоте, а бедствие пострашней нынешней уплотненной застройки - пожары. Дело в том, что люди в старину "жили тесно": деревянные избы и хоромы ставились почти вплотную друг к другу, постоянно угрожая гибелью от огня и себе, и соседям.*

Сначала домохозяевам запретили "ставить свои хоромы близко к соседней меже и пристраивать к стене соседа печи и поварни", а в 1681 году царь Федор Алексеевич распорядился, чтобы в Москве все дома отделялись один от другого каменною стеною, или "брандмауэром".*

Брандма́уэр — заимствованный из немецкого языка термин, являющийся аналогом английского firewall в его оригинальном значении (стена, которая разделяет смежные здания, предохраняя от распространения пожара).**

Новая эпоха началась с основанием Петербурга, где регламентация всей жизни носила поистине глобальный характер. Все здесь было чуждо старым русским традициям. Впервые в России строительство велось по заранее разработанным планам. Генеральные планы развития города создавались с единой целью: "привести Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично". Дома предписывалось строить "в улицу одною сплошною фасадою и вышиною".*



В 1714 году были учреждены образцовые проекты жилых домов трех типов: для "именитых", "зажиточных" и "подлых" людей, - и размеры этих зданий зависели от состоятельности владельца. *

Честно говоря, определение "подлый" человек не дает покоя:-) Но наверняка это не имеет отношения к черте характера:-) Обратимся снова к Википедии.

В древнерусском языке слово «подлый», означало низший, принадлежащий к крестьянскому сословию. Оно употреблялось как термин, не имеющий бранного оттенка.
По Далю: о человеке, сословии: из черни, тёмного, низкого рода-племени, из рабов, холопов, крепостного сословья.**

В 1715-м царь издал грозный указ, «дабы нихко нигде против указу и без чертежа архитекторского (включая солдатских и низших мастеровых людей) отнюдь не строился, под лишением всего того, что построил, и, сверх того, за каждое жилье – десять Рублев штрафа». С 1718 года за постройками взялась следить полиция, в штат которой вошел архитектор. Только он мог дать разрешение на строительство и выдать просителю «рисунок печатный» того дома, который ему полагалось строить.*



В 1832 году Николай I утвердил первый в России «Устав строительный». Позднее в него вносились отдельные изменения и уточнения, Устав переиздавался и дополнялся, но его главные положения действовали вплоть до 1917 года.*

Примечательно, что даже цветовая гамма будущих домов также была закреплена в Уставе.

Красить же дома дозволялось следующими цветами: белым, палевым, бледно-желтым, желто-серым, серым, бледно-розовым и сибиркою (зеленая краска) с большою примесью белого.*


Здесь представленный фасад дома был формлен явно гораздо позже;-) Мне очень нравится!

Были в Уставе и несколько курьезные требования. Например, только в 1880-е годы был изъят параграф, требовавший, «чтобы во всяком фасаде по середине было окно, а не простенок; почему строения должны иметь нечетное число окон».*

Относительно Санкт-Петербурга правила были следующие: «…высота возводимых вновь частных домов не должна вообще превышать ширину улиц и переулков. На площадях же и на таких улицах, которые имеют в ширину более одиннадцати сажен, не допускают постройки жилых частных зданий выше сей меры, т.е. одиннадцати сажен». Легендарные одиннадцать сажен или 23,47 метра, появились в законе не случайно – именно такую высоту имел карниз императорского Зимнего дворца. Выше его уровня разрешалось строить только культовые здания.*



Причем сделано это было отнюдь не из верноподданнических настроений, а для того, чтобы сохранить единство масштаба и уникальные силуэты Петербурга. Недаром в чале ХХ века петербургская общественность обрушилась с возмущением и протестами на компанию «Зингер», «дерзнувшую своим домом на Невском проспекте вознестись выше царя и Бога». В результате американской компании не удалось утвердить проект небоскреба и пришлось ограничиться шестью этажами с угловой башней под куполом.*

Во второй половине XIX века, когда стоимость земельных участков в центре Петербурга резко возросла, появились знаменитые петербургские дворы-колодцы. *

Эти стесненные в пространстве дворы, с окнами друг на друга и небом, которое можно увидеть, если поднять высоко голову, производили на меня неизгладимое впечатление… Такой почти замкнутый лабиринт из жилых почему-то преимущественно серых домов, среди которых как правило всегда тихо-тихо. Будто бы и нет никого.

Зато в те времена говорили, что иметь доходный дом в Петербурге так же выгодно, как владеть золотыми приисками в Сибири.*

Лишь на рубеже XIX – XX веков появились новые решения. Теперь, когда в жилых домах все чаще устраивались лифты, позволяющие без труда забраться на шестой или седьмой этаж, требование об ограничении высоты домов стали обходить, возводя над карнизами мансарды – дополнительные этажи под крышей. Доходность недвижимости повышали уже не за счет плотности застройки, а путем увеличения в домах количества дорогих квартир, выходивших окнами на улицу. На смену дворам-колодцам пришли дворы курдонеры (от французского cour d'honneur – «почетный двор») – парадные открытые дворы, с трех сторон окруженные корпусами зданий и отделенные от улицы оградой с воротами.*

Несмотря на то, что в 1917 году все прежние ограничения были сняты, к высотному строительству и в Ленинграде по старой петербургской традиции относились настороженно.
Исключение было сделано только один раз – 1930-е годы, когда на Литейном проспекте возвели «Большой дом» высотой 42 метра. Долгое время эта отметка оставалась предельной в историческом центре.*

Собственно говоря, до появления в нашей жизни таких понятий, как «рынок недвижимости» и «инвестиции», проблемы высотного регламента в городе на Неве не существовало. Исторический центр берегли и охраняли, а многоэтажное строительство велось лишь в новых районах на городских окраинах.*

В 2004 году был введен «Временный регламент высотности застройки» С тех пор до принятия закона «О правилах землепользования и застройки», одной из составляющих которого должны стать новые высотные ограничения строительства, Петербург существует согласно этому регламенту.*

Смысл его в том, что, работая в городе на Неве, архитектор, инвестор, застройщик должен, как врач, руководствоваться принципом «не навреди». Чем ближе к историческому центру планируется возвести здание, тем жестче нужно ограничивать амбиции инвесторов и застройщиков относительно высоты нового архитектурного шедевра. При этом город разделяется на несколько зон: в историческом центре (зоны 1 и 2) за основу по-прежнему берется верхний карниз Эрмитажа, в районах, непосредственно примыкающих к центру (зоны 3 и 4), максимальная высота – 48 и 5 метра соответственно.*

Все эти нормы прямо вытекают из добровольно ратифицированной нашей страной Конвенции об охране всемирного наследия, позволяя сохранить находящиеся под охраной ЮНЕСКО силуэт и панорамы исторической части города.*



Использованный материал:
*Журнал ОЧЕНЬ UM № 1(47)/октябрь/2007. С.72-77.
**Свободная энциклопедия Википедия.
Оль, если ты исправишь опечатки, особенно "из добровольно рафинированной нашей страной Конвенции" :)))) эту статью можно вполне в какое-нибудь коммьюнити посвященное Питеру засунуть :)
Да, уж, опечаталась в этом слове на все 100%! Зато и ты, и я еще раз улыбнулись! Будем считать, что это и было целью данного контекста:-)))

Я бы с удовольствием отправила статью куда-нибудь еще, будь она полностью моей. А так, присваивать чужой талант не хочется. Так что, будем радоваться повествованию здесь:-)
А в перспективе, быть может, когда мой изъезженный километраж и многодневные познавательные пешие прогулки по прекрасной Северной Венеции насчитают определенное время, непременно возникнут новые впечатления, ощущения, знания, то, возможно, появится еще одно собственное, не менее интересное, изложение! Тогда и посмотрим;-)
Re: Отличный блог!
Не за что!
Рдферат по теме пишите?;-)
Интересно читать
Благодарю за информацию