Four seasons

Путешествие в Серпухов: история города, его современный облик, впечатления о поездке

Всех с началом августа, самого изобильного и богатого на родные овощи и фрукты!
Мне вот сейчас целый мешок ягод привезли:-)

Впереди рассказ о Серпухове, в котором побывала в прошлые выходные дни. Самые приятные впечатления от поездки в адрес погоды – это были ясные теплые дни, прекрасных старинных и вновь восстановленных соборов (и о них, конечно, отдельный рассказ) и обратной дороги на чудесном скоростном экспрессе «Ласточка».

Дорога в Серпухов также была на экспрессе, но, тут пришлось уразуметь – у нас экспресс экспрессу рознь! По крайней мере, этот почти обычный серый с красной полосой поезд ни чем не отличается от обычной электрички. Разве только мягкими сиденьями, «одетыми» в странные темно-зеленые чехлы (подлокотники тоже). В общем, с экспрессом Москва-Рязань не сравнить. Единственный плюс этой дороги – она значительно короче предыдущих поездок. Время в пути составило 1 ч.20 минут. На «Ласточке» - час.

Любой старинный город, как известно, начинается с вокзала, который может и должен быть «визитной карточкой». И здешний вокзал, признаюсь, произвел впечатление. С платформы, на которой высадил экспресс, пришлось топать вверх и вниз по лестнице через пути и перед тем, как отправиться по адресу отеля, купить обратный билет. Поезд пришел в девятом часу утра, но несмотря на ранний час, было уже довольно тепло. После «покорения» лестницы с маленьким, но чемоданчиком – почти жарко! Поэтому оказаться сред прохлады старых широких стен с высоченным потолком и панно, которому явно более сотни лет (к нему еще вернусь в своем рассказе), было очень приятно. Хотя, конечно, как и многие постройки в городе он нуждается в ремонте как внутри, так и с фасада.

Из истории: участок Южной (затем Курской) железной дороги от Москвы до Серпухова открылся в ноябре 1866 г., став первым на этом направлении. В следующем году началось железнодорожное сообщение с Тулой.
Согласно истории города, вокзал был построен в 1868 г. по проекту архитектора Ф. К. Кнорре в эклектическом стиле, и на момент постройки здание считалось самым высоким в городе и уезде.
1.
IMG_3140.JPG

Счастливо прикупив билет, отправилась на поиски отеля. Конечно, предварительно посмотрела по карте нужную мне улицу, которая, вроде бы, не должна быть слишком далеко от вокзала. Но, уточнив у местных жителей, оказалось – лучше все-таки воспользоваться транспортом. Автобусы здесь не те, что у нас. Не большие, которые в столице теперь почти не встречаются. Здесь они периодически задействуются для перевозки предприятиями своего персонала, в общем, в служебных целях. По дороге очень вежливая и приятная дама-кондуктор обстоятельно рассказывала мне на какой остановке мне следует сойти, чтобы добраться до нужной улицы, обращая внимание на местные достопримечательности – почему-то на торговый центр. Поинтересовалась у нее – а есть ли тут свой Кремль? С ответом она помедлила, но потом утвердительно кивнула. Действительно, история кремля тут своеобразная.

Итак, впереди моя улица, с близким названием 2-я Московская. И отель. Мои завсегдатаи знают, что в каждом путешествии обязательно останавливаюсь на описании места, которое выбираю для ночлега. Мне нравятся отели, вообще путешественническая жизнь, которая связана с остановками в новом месте, в котором предстоит провести самое малое – сутки, но все-таки - значимое время отдыха в любой поездке.
2.
IMG_3126.JPG

Примечательной особенностью выбранного отеля в Серпухове являлось два обстоятельства. Во-первых, отель располагается в историческом здании, которому более 200-т лет, расположенному в историческом центре древнего Серпухова, на площади, основанной в 1335 году. Честно говоря, примечательного на ней мало, разве только здешний Гостиный двор в центре, но, по-моему, закрытый.

И второй момент – сам номер. Впервые поселилась на мансарде. Опыт интересный – все-таки жизнь под самой крышей!
3.
IMG_3054.JPG

В итоге, самыми приятными впечатлениями была сама комната номера – все-таки, когда она просторная и есть где развернуться – это приятно! Плюс – быстрый Wi-Fi. А в остальном, окошко, скорее походившее на форточку, дугообразный карниз и тюль на нем, которую невозможно подвинуть, ковролин на полу и ванна, хотя и с новой душевой кабиной, но без единого крючка или полочки в радиусе метра, за исключением той, что у зеркала и пары маленьких крючков на двери.

Немного отдохнув, отправилась гулять и знакомиться с городом. Конечно, по направлению к Кремлю.

Первый Храм, который встретился, был Никольский собор, который служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки города. Первоначально Храм был деревянным, как сказано в документах XVI — начала XVII вв. "Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым... Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.", «Истории Серпухова» П. Симсон.

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая, являясь прекрасным образцом московского ампира.

В 1929 г. Храм закрыли. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. Далее помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма. В 1995 г. он был возвращен верующим, с 1998 г. — становится приходским Храмом. А с 2002 г. начались реставрационные работы.
4.
IMG_3055.JPG

После посещения Храма, уточняю маршрут к кремлю у местного служащего – милый такой дядечка. Вообще жители пригородов, как правило, открытые любезные люди, которые всегда рады подсказать верный путь, за что им всякий раз искренне говорю «спасибо»!

Иду выше по Калужской улице. Где-то тут должна быть дорога к кремлю.
5.
IMG_3061.JPG

Кстати, в городе повсеместно стоят колонки, при чем, в рабочем состоянии. Вот к этой подошел человек, набрал воды. Видимо, пить можно.
6.
IMG_3063.JPG

Не дорога, а почти тропинка скрывается за поворотом, если посмотреть отсюда налево. Сворачиваю к ней и подхожу к неширокой бетонной лесенке вниз. Впереди вот такой просторный вид. Просторный и тихий. А вроде – выходной день. Потому путь все время ассоциировался со строчкой песни Макаревича: «…там вокруг такая тишина, что во век не снилась нам…».
7.
IMG_3065.JPG

Спускаюсь. По наитию, чувствую идти надо прямо. Честно говоря, впервые шла дорогой, которая ведет в кремль сквозь чащу.
8.
IMG_3066.JPG

Действительно, впереди местность, очень напоминающая центральную часть: соборы, если повернуть налево – подъем в гору с надписью о том, где находишься.
9.
IMG_3069.JPG

10.
IMG_3075.JPG

Оказывается, здесь и расположен кремль. Вернее теперь уже только Троицкий собор.
11.
IMG_3071.JPG

В этом-то и была вся мимолетная задумчивая загадочность здешних жителей, которые сначала подумают, а потом скажут – да, кремль есть, и он на Соборной горе.

Он был выстроен в 1374 г. на высоком мысу при слиянии реки Серпейки с Нарой. Он защищал горожан от набегов крымского хана. Серпухов тогда был центром оборонительной системы, стоящий на кратчайшей дороге из Москвы в Тулу.
Со временем строители каменных стен и башен, постепенно заменяя деревянные укрепления, повторили конфигурацию дубового кремля. Так в 1556 г. появился Белокаменный кремль – крепость-цитадель, которая, нисколько не нарушив ансамбль древнего Серпухова, внесла в городской пейзаж две новые краски: ослепительную белизну стен и золотистую охру тесовых башенных кровель.

В 1633 г. когда крымский хан грабил левобережные уезды по Оке, жители Серпухова последний раз затворялись в каменной крепости. С тех пор уже не неприятельское оружие, а пожары были для города самым грозным и неотвратимым бедствием. Сильный пожар 1669 г. был основной причиной начала разрушения памятника. Сметный список 1681 г. уже говорит о частых обвалах башен. К концу XVII в. Серпухов окончательно теряет свое военное значение. Кремль и его постройки не ремонтируются. Известно, что в 1767 г. было принято решение «о разрытии городового вала» и разборке оставшихся деревянных стен. Вероятно, для этих работ и был составлен первый масштабный план всех оборонительных сооружений города, хранящийся в Военно-историческом архиве. Этот документ служит пока единственным источником сведений об устройстве белокаменных укреплений русского города-крепости. В 1852-53 гг. Серпуховский кремль как признанный «памятник древности» был укреплен и фрагментарно реставрирован.

Казалось бы, еще не так давно это было и ничто не мешало бы нам увидеть кремль сегодня. Но, увы, зимой 1934 г. кремль был разобран на материал для строительства Московского метрополитена. И теперь где-то на кремлевском холме остались лишь два крохотных фрагмента стен.

Симпатичный домик напротив Троицкого собора.
12.
IMG_3074.JPG

С холма открывается красивый вид на три храма. Посередине – Ильинская церковь. Увы, похоже, что эта церковь единственная действующая из трех. Крайний - точно закрыт.
13.
IMG_3070.JPG

14.
IMG_3076.JPG

Иду вниз, к реке Нара.
15.
IMG_3078.JPG

Перехожу мост, гадая, где же тут гуляют люди. По другую сторону моста вниз ведет лестница. Но непонятно куда и зачем. Спускаться и исследовать дикие зеленые насаждения не хотелось.
16.
IMG_3080.JPG

Иду вперед и сворачиваю на Пролетарскую улицу, которая идет вдоль реки. В общем уже пройден не малый маршрут, появляются первые впечатления.
Нет сомнений город славный, но, увы, его былое очарование, о котором поведано в истории кремля, видимо также размыто временем и дождем, как и дорожки асфальта вдоль здешних домов…
Встречаются дома богатые и тут же рядом совсем низкие старенькие домики с крохотными окошками, где пространство и щели между стеклами «закутано» ватой…
В этом и есть парадокс нашей жизни и ее отличие от европейской, где воочию видно, как люди строили свои дома, мосты и прилегающие к ним улицы на века. У нас же жители ограничиваются своим домом. И дорога к нему заросшая, плохо проходимая даже в удобной пешей обуви.
17.
IMG_3082.JPG

18.
IMG_3084.JPG

Зайдешь за дома – кругом поля, да бурьян. Невольно вспоминается реплика героини к/ф «Весна на Заречной улице», обращенная к председателю колхоза: «… людям же деться некуда». И, правда, куда ходят здешние жители, где проводят свободное время? Да, в городе есть хорошие рестораны, торговые места, приятные кафе. Но, а сам город? Где его уютные тенистые аллеи, парки и скверы? Места много для того, чтобы создать все это, в первую очередь, для себя самих. А потом – для путешественников, туристов, которые будут очарованы всем этим и захотят вернуться вновь.
19.
IMG_3083.JPG

Помимо отеля, есть в городе и другие памятники архитектуры. Вот как этот очень колоритный необычный дом! Увы, но, похоже, тут давно никто не живет, и не заботиться о постройке…
20.
IMG_3085.JPG

Для сравнения – современное творение напротив:-) Чудо современной архитектурной идеи для продуктового магазина;-)
21.
IMG_3086.JPG

Тоже выделяющееся здание. Теперь здесь расположен городской колледж.
22.
IMG_3094.JPG

Вообще симпатичных улочек тут не мало.
23.
IMG_3058.JPG

Да, и современных приятных и в чем-то оригинальных домов тоже.
24.
IMG_3097.JPG

25.
IMG_3099.JPG

Вот этот напомнил детство на море, в Баку, где многие дома, причем, даже многоэтажные, были увиты плющом, даря жителям жаркого города такую желанную прохладу стен…
26.
IMG_3101.JPG

27.
IMG_3100.JPG

Живая, буквально цветная изгородь.

28.
IMG_3092.JPG

29.
IMG_3120.JPG

И рябина под окном... Все-таки сколько тут теплоты и уюта!

30.
IMG_3116.JPG

Ближе к вечеру побывала и в Высоцком монастыре, основанного, как говорит история, по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского.
Великолепное место! Была там на вечерней службе…

Монастырь расположен на высоком левом берегу реки Нары, неподалеку от ее впадения в Оку. Отсюда, со смотровой площадки недалеко от ворот открывается живописный вид на город…
31.
IMG_3106.JPG

32.
IMG_3107.JPG

Рядом разбиты цветники.
33.
IMG_3111.JPG

34.
IMG_3114.JPG

Сфотографировала колокольню монастыря. И после пожалела, что не удалось запечатлеть большую часть построек.
35.
IMG_3103.JPG

И вот, на другой день, возвращаясь в здание вокзала, смотрю на то же панно и с радостью узнаю в изображении стены и очертания Высоцкого монастыря!
36.
IMG_3135.JPG

Высокие сводчатые стены вокзала.
37.
IMG_3129.JPG

38.
IMG_3138.JPG

Иду на платформу в ожидании моего поезда и поездки на новеньком поезде! Пока ждала его, присела в тенек от какого-то информационного стенда – ибо более тут спрятаться негде. А после, когда поезд весело пролетел мимо (всего около 5-ти вагонов), пришлось быстренько бежать за ним в конец платформы.
Успела, причем, даже добежала до своего вагона – время стоянки всего 5 минут.
Ласточка оправдала все ожидания - место оказалось у окна, дорогой поезд почти не трясло и ничего не дребезжало. А когда через час мы были уже на платформе Курского вокзала, и пассажиры почти вышли из вагона, сделала фото. Здесь почти как в Сапсане.
39.
IMG_3141.JPG

40.
IMG_3143.JPG

И снаружи тоже.
41.
IMG_3149.JPG


Такой была моя поездка в Серпухов и впечатления во время и после поездки.
Читая твой репортаж, я задумался... а как же мы мало знаем о наших архитектурных памятниках. Все смотрят в сторону Европы... вот мол там даа! Но ведь у нас же тоже есть на что посмотреть! Да конечно, инфраструктура мягко скажем хромает! Ну так и в Европе далеко не везде стерильная чистота. Я смотрю шоссейные велогонки, а они проходят по всяким малым городкам и достопримечательным местам и там тоже можно увидеть и бурьяны и всякий строительный мусор.
Это так! Наверняка, многие согласятся, что, к примеру, Подмосковье, край по истине богатый красивейшими местами и памятниками истинной архитектуры. И это отлично, потому что край этот велик и путешествовать можно бесконечно. И по нескольку раз в один и тот же город, чтобы увидеть и понять его целиком.

Что же до Европы... Думаю, там страна стране рознь. Люблю Болгарию, но и там не мало мест, городов и дорог, главным образом, которые давно пора привести в порядок. А вот Италия - это диво дивное! Ощущение, что там если не каждый житель, то через одного вкладывается в процветание и сохранение богатейшей истории и культуры страны! И в этом, по моему, большая разница между нами - мы живем для себя и благоустраиваем свой дом и пятачок вокруг него, там же люди издавна заботятся и о себе, и обо всем, что окружает, с тем, чтобы потомки смотрели, пользовались, восторгались и помнили. Подумать только - дворцы, мосты, арки, все стоит не меньше тысячелетия! А каковы там туннели! Это же диво - кропотливо строить их так, что бы и они служили людям столетия! В общем, в том и разница, если строить, то не до будущей весны, а на века.