Four seasons

Радость творчества с Canon. Философия фотографии и фантастический Санкт-Петербург!

Замечательное творчество у Canon получилось в конце мая. И замечательно оно было, прежде всего, тем, что фотограф был питерский – Александр Петросян. А значит, и большинство работ предполагало быть о прекрасном Петербурге! Как же не пойти?!

Впечатления об этой встрече самые красочные, удивительные и…философские. Я слушала автора, а в свете проектора на экране мелькали образы прекрасного города в невиданных фантастических красках неба, зданий и воды…

На этот раз подготовилась лучше – взяла с собой тетрадь для конспекта. И вот теперь, по прошествии половины месяца с той встречи, попытаюсь разобрать все то, о чем спешно старалась записать.
Интересных мыслей было не просто много, а очень много. Это была настоящая философия фотографического искусства человека, который знает в этом толк. Поэтому пересказать ее не берусь, а попытаюсь максимально близко передать так, как говорил автор. А мои комментарии к услышанному пробегут курсивом.




Автор, представившись аудитории, стер грань между нами и собой, сказав, что он, так же как и мы продолжает свой творческий поиск, а значит, продолжает учиться.

А. Петросян – фотограф, который снимает город. А городская фотография, это тесное взаимодействие человека и города.

Немного поговорив о технике фотографирования, он немало удивил, резко высказавшись о композиции кадра.



Что значит компоновка кадра? Костыль, чтоб не упасть. Прежде всего, нужно понять, что мы хотим от него? На чем акцентировать внимание? Задача ставится так – из целого, быть может, многосложного события с многочисленными персонажами в нем, найти интересующий сюжет и вокруг него выстроить кадр. И мало расположить в нем объекты съемки. Важно, чтобы кадр был точно в кинопленке. Так, чтобы в кадре чувствовалось событие, предшествовавшее ему. И вложить в кадр весь внешний мир.

Задача не из легких, потому как люди, предметы, находящиеся в движении, солнечный свет – все это, разумеется, не будет ждать, пока фотограф нажмет на кнопку.
Потому очень важно научиться принимать быстрое решение.
Что же это за решение? Рассказывая все это, автор поделился увиденным по дороге на встречу, сюжетом. Большая площадка, залитая солнцем. Скамейки – взрослые. Сидят, ведут неспешный разговор, наблюдают за детьми. Те, играют в мяч. И как же сделать так, чтобы фото получилось?


Все должно начинаться с интуитивного внутреннего ощущения… И здесь кроется одна из ключевых проблем. Боясь упустить момент, фотограф начинает щелкать затвором, не переставая. И как результат - масса недочетов.
Как быть? Знать свой способ при котором интуиция способствует воплощению качества. Фото должно быть не только ярким и звучным, но и вмещать весь мир вокруг.
В данном сюжете можно снять всех участников события в одну картинку. А лучше постараться понять, что больше всего заинтересовало в сюжете и сфокусироваться на этом. Иными словами, структурируя кадр, нужно суметь расставить акценты. Например, мальчик, девочка и мяч. Все остальные будут фоном. Взять в кадр необходимые вещи и создать причинно-следственную связь событий. И она не обязательно должна быть очевидной.
Здесь кроется другая проблема: легче считывать простые причинно-следственные связи. А «взрослеющему» фотографу - интересны те, что посложнее.

Если суммировать, то выходит: увидеть сюжет, быстро определить главных героев, выстроить фон – найти наиболее выигрышную трактовку сюжета, успеть сделать кадр в хронометраже событий и при всем при этом стремиться к интерпретации сложных причинно-следственных связей.

Это то, к чему мы, неравнодушные фотографы, должны стремиться. Иначе – обречены.

У творческой личности, берущей в руки фотоаппарат, в процессе творчества всегда идет поиск – какой жанр ближе? Это определить не сложно. Ближе тот, который приносит наибольшее удовольствие.

Что потом? Есть два пути: можно поискать среди профи удачные фотографии и пытаться повторить их. Здесь кроется две опасности: во-первых, копирование того, что было чьей-то удачей до тебя. Во-вторых, это может стать привычкой, потому что отсекается возможность эксперимента. Если же идти экспериментальным путем, то всегда можно пробовать то, чего не пробовал до сих пор. Как правило, большинство из этих снимков оказываются ни чем. Но лучше получить 10 провальных снимков, а на 11-й - нечто такое, чего не ожидал. Ведь хорошая фотография тем и хороша, что ее трудно повторить!

Можно снять хорошую картинку в красивом свете для того, чтобы потом показывать ее дома. Но творческому человеку этого мало. Самыми удачными фотографиями получаются те, которые сделаны случайно. Высший пилотаж, когда человек увидев сюжет, снял вроде бы небрежно, криво, против всех законов композиции. Но в результате получается нечто! Кроме того, в результате такой «небрежной» съемки ничего не теряется, но при упорных поисках, непременно появится неоднозначный результат. Быть может самое необычное фото которое можно было себе только вообразить! Это и есть та самая загадочная теория непредсказуемости.

Важным делом фотографа также является постоянный отбор фото. У самого автора есть несколько папок. Есть среди них, к примеру, «обычные», фото, и те, которые хочется показывать другим, которые очень нравятся самому. И вот, представьте себе, даже у известного фотографа фотографии их этих папок постоянно кочуют из одной в другую.

Качество той или иной фотографии определяется уровнем осмысления и, нечто таким, что принято называть изюминкой. Это как необходимая перчинка у хорошего повара, с добавлением которой блюдо приобретает необыкновенный вкус и аромат!

Переводя это на язык фотографии, к примеру, людей в городском антураже, такой изюминкой-перчинкой, может стать один из участников сюжета, случайно взглянувший в кадр. Однако, говоря о подобном фотографировании, автор призывает избавляться от «мусора».
Это все то, что активно мешает объекту съемки.
Можно выбрать иную точку съемки, взять другой объектив, который «размоет» фон. Либо попробовать монохром, например, в тех фотографиях города, где есть яркие вывески, реклама.

Следуя всем этим, где-то нехитрым, но в чем-то очень непростым советам, легко упустить главное – то самое, ради чего мы берем в руки камеру. Удовольствие от процесса фотографирования! А ведь даже обработка фотографии должна приносить удовольствие. Чтобы после фото смотрелось легко и просто.

Суммарное воздействие серии кадров часто бывает ярче, чем один снятый кадр. Когда каждый новый кадр усиливает действие следующего. В процессе такой съемки можно двигаться вширь, можно вглубь снимаемого сюжета – каждый решает сам.

Здесь же у автора возник вопрос к аудитории: что интересней для вас события из среды, близкой вам или, к примеру, съемка танца дикого племени на далеких островах? Это своего рода философия. Не секрет, что опытные фотографы чужой, даже чуждой обстановке предпочтут родную, близкую. Ту, которую каждый день видят из окна или на знакомых с детства улицах.

Возвращаясь к вопросу копирования хороших фото, автор заметил – это не хорошо, и не плохо. Только важно помнить, что при копировании исчезает свое творческое начало.
А, говоря о дальнейшем развитии творчества, важно помнить – никто не застрахован от некой зависимости восприятия твоих работ другими. Оттого, что люди начнут воспринимать тебя по определенной планке.

Это уже действительно из области философии! И, говоря о ней, автор призывает не зависеть от этой планки.
Лучше пытаться перенастроить свой взгляд. Можно смотреть на хорошо сделанное фото, точно такое же, как все другие, сделанные тобой. И, уходя от этой самой зависимости, попытаться применить что-то иное, сделать фото не так, как до этого, а после даже не помнить как то было сделано, но вспомнить свое необычное ощущение! Это раскачивание сознания.
Важно избавляться от шаблонов, чтобы не было тесно в привычном формате. И пусть результат поначалу окажется намного хуже, без этого никуда. Но при этом обязательно произойдут перемены.

Говоря о том самом фото, которое трудно повторить, автор приводит работу, сделанную с высокой точки Военно-Морского музея. Вот оно.
1.


Оказавшись там, точно охотник, на рассвете, он увидев необыкновенный сюжет, в котором совпало все: яркий и в то же время нежный солнечный свет, красивая панорама реки и вдруг приехавшие на место туристы так удачно рассредоточились по набережной…

Такое фото - настоящий подарок судьбы. И еще: хорошее фото – скоротечно. Ведь синее небо, солнечный день можно снять практически всегда. А вот показать нечто мимолетное – это редкость. Результат настоящей охоты!

2.


Но, давайте, немного свернем от философских вопросов к более веселой и, по моему мнению, неисчерпаемой теме – а как, собственно, делаются эти уникальные фотографии, будто бы с высоты птичьего полета?

Этот вопрос возникал у слушателей, пожалуй, чаще всего! И каких только невероятных историй не рассказывал А. Петросян.
Будучи сотрудником редакционной газеты, первым делом он пускал в ход удостоверение для того, чтобы попасть в какой-то дом, здание, строительные леса, крыши и прочие охраняемые объекты. Удостоверение, как правило, не срабатывало. Тогда – как говорят русские, голь на выдумку хитра!
Однажды, чтобы сделать фото с самый высокой точки Исаакиевского собора, он, разговорившись с сотрудником съемочной группы, которая шла туда на законных основаниях, он, прихватив что-то из технического оснащения, прошел «как свой».

В другой раз, забравшись на кокой-то реставрируемый объект, нарвался на патруль из курсантов. А лучший способ защиты, это, как известно, нападение. На вопрос: ты кто такой и что здесь делаешь, наш автор, не растерявшись, перешел в «наступление»:
- А ты почему здесь? Ваш старший вот-вот должен подойти! Если узнает, что ты до сих пор здесь, мало не покажется!
В общем, курсанты поспешили ретироваться, а фотограф сделал все нужные фото.

И каждый раз происходила своя непредвиденная нештатная ситуация. А если хочешь попасть, на желаемый «чердак», ее нужно тут же решить. Быть может эта изобретательность и способствует тренировке того самого быстрого решения при съемке сюжетов?

3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


И вот от сюжетов съемки разговора подходит к еще одному важному моменту городской или любой другой сюжетной фотографии. Люди в кадре. Как их снимать?

Телевик – не выход. Внезапная съемка – может быть. Но при условии, что фотограф знаком с близким автофокусом. Правда, вот с выражением лица от эффекта внезапности можно несколько не угадать.
Какое-то время можно мельтешить среди людей, изображая туриста. И когда они перестают обращать внимание сделать кадр.
А, в общем, секрета никакого нет. Самый надежный и распространенный способ вовлечь человека в кадр – разговориться с ним. И в процессе разговора, почувствовать, какое впечатление произвел на него. А для человека главное, отделаться от ощущения, что его снимают нарочно.

Кстати, хороший совет мне и всем тем, кто не очень любит фотографироваться!

В общем и целом, постаралась передать то самое важное, что, на мой взгляд, прозвучало на той уникальной, можно сказать, петербургской встрече.

В перерывах, экспериментируя (по совету автора!) с антуражем, попробовала автопортрет, аватарка которого красуется выше.
А после посещения комнаты с привычным паровозиком, переместилась в соседнюю студию, где на 135-ти миллиметровым объективом попробовала нечто вроде портретов.

13.


14.


Вот такая разносторонняя радость творчества с петербургским вдохновением получилась на этот раз.


Использованный материал:
Коллаж - также задействованы переснятые по ходу встречи фотографии А. Петросяна.
Душевно изложенное повествование. :)
Прочитал не без удовольствия, за что спасибо Вам!
Старалась:-)
Спасибо за теплый отзыв!
Вы, наверное, из Питера, как многие знакомые мои романтики?;-)
Это точно!
С интересом прочитала и ваш отчет и вот ведь - фотографы обладают какой-то уникальной способностью - находить друг друга фотогрфически. На третьем фото у барной стойки с бежевой блузке и коричневых брюках стоя я в ожидании кофе:-))) Ну, бывает же такое!

Из вашего отчета узнала, что народ оказывается гулял-бродил по крышам. А я этот момент как-то упустила... Правда, обувь все равно бы не позволила вольготно обойти все закоулки. Но в другой раз, обязательно разузнаю, где окно на чердак;-)

А насчет романтика - думаю, все-таки ответ утвердительный. Раз фотограф - уже романтик:-) Я так считаю.
Ну да, мир немного тесен... :)

Надеюсь, это не последнее мероприятие кэнона в том месте, так что ещё погуляете по крыше. Я тоже не ожидал, потому с объективом промахнулся - взял только тридцатьпятку для помещения. Так что с удовольствием полазил бы ещё.

А народ нынче не только снимающий, но и пишущий. Причём последнее - точно в двух смыслах. Есть аудиозапись всего семинара:
http://feanorus454.livejournal.com/50300.html
Ну и "отчёты" - само собой:
http://orlov74.livejournal.com/7379.html
http://nowembra.livejournal.com/28393.html
Наверное, и ещё есть.

За утвердительный ответ - спасибо! Буду стараться. :)
Вам спасибо за подробную информацию!
Очередная радость творчества не за горами:-)
Да нет, Оля, я если приближённо, из Новосибирска. А если точнее, то на окраине Новосибирска есть город-спутник под названием Обь. Оттуда и держим связь. ;)
География общения здесь расширяется, этому можно только радоваться:-)
Будем знать, что не далеко от Новосибирска в городе-спутнике живут славные люди;-) Тем более, мое предположение относительно романтика вы не отклонили;-)