foto

Об интересных и познавательных мастер-классах или секреты travel-фотографии

С удовольствием продолжаю посещать встречи с известными фотографами в рамках проекта "Радость творчества с Canon" в одной из фотостудий Красного Октября. Месяц назад была встреча с Павлом Косенко, а в конце апреля с Сергеем Максимишиным.

По случаю был сделан коллаж.



Чем интересны эти мероприятия, если не считать возможности пощелкать на свою карту памяти объективами Canon, чтобы после показать фото здесь? Прежде всего, тем, что оба фотографа снимают в путешествиях и качеством своих работ сумели выйти за узкий круг знакомых и друзей. Иными словами их работы стали широко известны. Они активно ездят по стране и за рубеж, преподают фотомастрество. Кроме того фото С. Максимишина не первый год публикуют в популярной периодике, как у нас, так и за рубежом. К примеру, в журнале GEO.


Во время встреч фотоработы транслировались на большом экране, а также, для задних рядом, на дисплеях широких мониторов. Разумеется, старалась фотографировать. В условиях затемненного помещения это не совсем не просто. Удалось не так много. И заранее приношу извинения за качество фото первых двух кадров.

Обоим фотографам было что рассказать, чем поделиться с фотолюбителями. И на такие встречи надо бы ходить с диктофоном - максимум или с конспектом и фонариком, как минимум - в зале работает проектор, потому довольно темно. В своей публикации постараюсь рассказать об основных, на мой взгляд, аспектах, которую помогут сделать фото здешних путешественников еще ярче и интереснее.

В чем секрет этих работ? В необычной подаче материала. В умении отличать интересный кадр от проходного. За свою пока еще скромную фото-практику убедилась, что сделать это нелегко, потому что после съемки хочется показать если не все, то по максимуму. Деликатные друзья, заглядывающие в мой журнал, критикуют редко, рассматривая публикации покадрово. Как бы там ни было, умение провести жесткий отбор фотографий почему-то приходит со временем. И, наверное, этот рубеж суждено пройти многим из тех, кто от фотографирования себя на фоне всего, что есть вокруг, сосредоточился на совершенствовании мастерства в каком-либо жанре. Кто основательно взял камеру в руки и не расстается с ней более, чем на неделю.

А теперь о том интересном, что было услышано на лекциях.
Для многих не секрет - для того, чтобы сделать удачный и оригинальный кадр, нужно потратить на него какое-то время. На одной из давних встреч фото-эксперт сказал мне: для того, чтобы снять хороший пейзаж, фотограф, порой, в буквальном смысле слова «сидит часами под кустом». Имелось в виду, близ желаемой панорамы.
Оно, быть может, и верно – не каждый день удается оказаться в нужное время в нужном месте. Такие случаи считаются единичными.

Хороший фотограф, путешествуя, отмечает понравившийся пейзаж и, решив, когда для фото с ним наступит удачное время, возвращается в это место. Быть может туманным утром следующего дня, а может быть разноцветной осенью через год. Даже если это место находится в отдаленной точке чужой страны. Так считает П. Косенко.

Кроме того, делясь собственным опытом и работой над ошибками, он считает, что, путешествуя по какой-нибудь стране, лучше посвятить больше времени одному живописному месту, городу, долине и без спешки сделать основательный фоторепортаж там, чем пытаться объять необъятное, колеся с места на место. С этим трудно поспорить. Действительно, там тебе и утренний туман, и розовый вечер, и все-все-все краски сезона.

Забавным, но справедливым для travel-фотографии было его высказывание про то, что одни известные фотографы, выстраивая композицию кадра, сначала находят персонажа, а потом (разумеется, шагая за ним по пятам) - «задник» кадра. Другие – наоборот!
Обратите внимание – персонажей! Основательнее о них будет сказано ниже.

С. Максимишин – фотограф действительно уникальный. И, по-моему, главным образом, эта уникальность определяется путеводной звездой под названием «фотография», которая вела его с самой юности.

Творческая биография С. Максимишина невероятно интересна! Если у Вас, Друзья, будет возможность, непременно прочитайте о ней. Улыбки и приподнятое настроение (это как минимум) гарантированы. Я, сидя в зале, старалась не пропустить ни одного слова, так увлекательно он рассказывал об армейской юности, проведенной на Кубе, где основательно взял в руки камеру и проявил не шуточные по советским временам качества предпринимателя!

А после ему довелось побывать во время военных действий и в Чечне, и в Афганистане.
На фото - панорама последнего. И фотограф у экрана.

1.


Рассказывая о путешествиях по заданию редакций и показывая свои работы, каждого из нас, совершенствующего свое мастерство, он призвал задать себе один вопрос: - А чем эта фотография отличается от другой? В чем ее непохожесть уникальность? Простой вопрос. Но часто ли мы задаем его себе, то и дело, щелкая затвором…

Наверное, если стараться сделать именно такой кадр, не просто кадр-удачная-картинка, но кадр, как осознанную работу, непохожую на тысячи других, можно чего-то добиться. По меньшей мере, необычного фоторепортажа в своем travel-журнале.

Дальше – больше.
Во время второй лекции С. Максимишин, обращаясь к аудитории, задал вопрос: кто бывал в Севастополе? Половина присутствующих и я, в том числе, дружно подняли руки. Последовал другой вопрос: как, снимая фоторепортаж в этом славном морском городе, посредством только лишь фотографии, максимально рассказать о нем людям, которые там никогда не были? (До этого Сергей уже поведал нам, что, как правило, фотограф только фотографирует, а статью к фото, чаще всего, пишет другой человек).

Ответы были разными, но в итоге сошлись на четырех ключевых атрибутах:
1. Памятник затопленным кораблям,
2. Флот,
3. Херсонес,
4. Владимирский Собор в Херсонесе, где крестился Князь Владимир – судьбоносное для всей Руси событие.

Таков был ценный совет номер два. Отправляясь в путешествие в новый город, изучи его историю и попытайся проиллюстрировать ее в своих фотографиях.

И третье, что, к примеру, для меня было не то, чтобы в новинку, но поводом задуматься о дальнейших фотографических путешествиях.

Как и многие, предпочитаю сделать пейзаж, вне зависимости будет ли он природным или городским, так, чтобы в него попало как можно меньше людей, а лучше, чтобы не попадали вовсе. Откуда-то появилось и крепко осело утверждение – удачное фото получается тогда, когда в кадре никто не мельтешит. Однако среди профи, лекции которых я слушала, подобные фото называются красивыми картинками. Не более того. Как раз именно таких и большинство в сети.

Оба фотографа дожигаются своих персонажей. Более того, фото с ними не делаются исподтишка (дабы невзначай не нарваться на конфликт). Фотограф непременно разговаривает с людьми, которых хочет сфотографировать, то есть, налаживая с ними контакт, он, в итоге, получает живую фотографию.
С. Максимишин, следуя плану фоторепортажа Севастополя, отвел целый день на съемку Памятника затопленным кораблям. И вот такое фото было разворотом в журнале GEO.

2.



Есть над чем задуматься и, быть может, пересмотреть былые предпочтения.

Далее, по традиции фото с очередным презентуемым Canon объективом. Если не ошибаюсь, это была сотка.
На первом просто «пейзаж».
Дальше – пейзаж с въезжающим в кадр паровозом. У паровозика всего две маленькие фары, но на кадре такое ощущение, что влетает красная стихия!

3.


4.


И город, ставший по-настоящему весенним.
Фото сделаны с Патриаршего пешеходного моста.
На реке - навигация. Уже стартовала!

5.


6.



Использованный материал:
В коллаже, в том числе, задействованы фото, сделанные во время лекций П. Косенко.
Эх... тоже хочу много чего попробовать... Вот только не слышал о подобных акциях у нас...
Завидую белой завистью...
Так я а для кого отчеты пишу?:-)
Правильно, что организовывают такие встречи - багажом опыта надо непременно делиться, пока он не стал настолько велик, что дальше нести его будет уже трудно;-)

Сама бы не знала, если бы один хороший человек не подсказал. Вообще фотошколы нынче любят устраивать подобные встречи. Быть может, и у вас тоже такие найдутся.

Как тебе в целом вариант структурированного подхода к travel-фотографии?


Мне этот вариант кажется не совсем возможным, для простого обывателя...
О своем городе, конечно, можно снять... Но вот скажем Москву или Питер так не получится(даже за пару дней не управишься, а поездки ой-как коротки!). Здесь я скорее за "прогулочный" формат. А так да... если серьезно снимать то да... да еще как говаривал последний генсек, к этому вопросу нужно подходить ширше, да смотреть глубши... (или это его так Райкин переиначил...). Переработал я сегодня, сижу туплю... :-)
С. Максимишин, к примеру, говорил, что от слишком укороченных поездок отказывался. Если редакция выделяла 4-5 дней.
А если все-таки ехать было нужно, то в таких случаях он ищет фикса или, по-нашему, гида, который все про все знает:-) Что значит бывалый репортер, профи!

Все в порядке, это крылатое выражение А. Райкина я тоже знаю:-)

Думаю мне не по карману будут услуги фикса... Хотя фиксом можно устроить планшетник и GPS и заранее проработанным маршрутом.
Он прежде всего фотографирует людей в антураже, не наоборот, я так К тому же, наверняка, не меркантильные романтики еще не перевелись в мире;-)
А про GPS идея хорошая, современная!
Ольк, если вдруг соберешься на что-то подобное, маякни мне.
я б с удовольствием присоединилась к тебе!!! :)))
Непременно маякну. Мощный стимул для встречи будет;-)
Спасибо за рассказ о встречах, да, я тоже на них не все услышал из того что вы написали тут :) Полезно вспомнить некоторые моменты :)

В тему вашей дискуссии про мастер классы
http://photocompass.rpod.ru/
и кстати, есть подкаст с Косенко, в котором он много повторяет из того МК, который он проводил в радости творчества с Canon http://photocompass.rpod.ru/272786.html

В подкастах есть немного технических заморочек, но в целом расширяет представление о том как делают люди фотографии.

Ведущие ведут очень интересные блоги помимо всего. Сам недавно узнал о подкасте.
Здорово! Мы оба освежили в памяти ценную информацию:-)

Спасибо за ссылки, я тоже впервые слышу и про Фотокомпас и загадочное слово "подкаст":-) Заглянула по ссылке, увидела анонс про рассказ П. Косенко о полученном в путешествиях опыте, но пока не нашла, где именно об этом почувствуется развернуто.

Огромное спасибо за ссылки! Еще одна ценная информация!
Да, я уже разобралась, щелкнув на "радио волну":-)

Если не затруднит, примите, пожалуйста, участие в опросе верхней записи;-) Мне всегда интересно мнение нового человека!