Four seasons

Об интересной выставке в черно-белом формате

Вчера побывала на выставке «Советское фотоискусство 60-70-х» в Центре Фотографии имени братьев Люмьер. В черно-белом формате. И хотя я не являюсь большим поклонником этого направления, отправилась смотреть все равно, потому как ясно было сразу - работы будут настоящими.

Что такое настоящие фотографии, спросите вы? Для меня это понятие от части заключено в детстве, когда дедушка – страстный любитель фотосъемки – постоянно фотографировал меня:-) (Видимо его любовь передалась и мне). От части в понимании того, что в то время весь процесс фотосъемки был гораздо сложнее, нежели теперь, а значит, случайных людей в деле фотоискусства было меньше. Ну, а в том, что таких фото вовсе не будет в Центре Фотографии, заявляет следующий факт - «на выставке представлены фотографии в основном московских фоторепортеров, работавших для ведущих информационных служб: ИТАР ТАСС, АПН, РИА Новости». Ключевыми здесь, конечно же, являются аббревиатуры в конце предложения, а не словосочетание «московских фоторепортеров»;-)


Да, я не любитель черно-белой фотографии. Эти два цвета, бесспорно, говорят о стиле в любом направлении, будь то фотография или одежда. Но в первом случае для меня есть в этом что-то монотонное. Видимо от того, что иной раз проглядываются серые удручающие полутона...
Но все-таки что-то в это фотографии есть. Не во всех работах. Но иногда черно-белая фотография выглядит ярче, чем цветная. Есть в ней какая-то загадка, тайна, свой язык, на котором ее автор и она говорят со зрителем. И вчера подобные работы мне встретились. Некоторые, особенно впечатляющие, даже сохранила на память. Было там фото с задумчивым физиком или химиком, стоявшим у высокой доски, полностью исписанной формулами, которые следовали одна за другой. Подобные люди меня всегда поражают способностью упорядочивать в сознании все эти невообразимые символы, алгоритмы и значения:-) И фотография получилась замечательной!

Впечатлила фотография-портрет девушки, целиком выполненная с эффектом «зерна». Удивительно! Это теперь нам кажется, что всем схожим эффектам мы обязаны появлению Photoshop:-) Ан, нет. Фотография подтверждает - это он явился последователем мастеров фотоискусства прошлых лет.

И, наконец, гуляя по Центру Фотографии, окончательно определилась в своих предпочтениях относительно сюжета черно-белой фотографии – фото родного города давно минувших дней. Улочек, набережных, Московского Кремля. С интересом узнала, что, оказывается, еще в середине прошлого века через Манежную площадь проходила магистраль! Это история, которую хочется видеть на фотографии и знать…

Приятно смотреть фото работы под ненавязчивое музыкальное сопровождение. Вчера в числе композиций звучали прекрасные мелодии М.Таривердиева.

А еще там был установлен проектор, который «крутил» сюжеты канала «Ностальгия». С удовольствием посмотрела отрывок известной песни А. Градского «Как молоды мы были…». А не обычным и, теперь уже, ностальгическим было само исполнение, наверное, в Колонном зале дома Союзов с детским пионерским хором:-)

Посетить выставку рекомендую! Думаю, каждый фотолюбитель отыщет в ней что-то близкое себе;-)

Информацию о выставке можно прочитать здесь
А я обожаю старые фотографии Ленинграда. В них особая аура, та, что утратилась уже, к сожалению.
Понимаю тебя.
Там, на выставке, видела толстую книгу с репродукциями старой Москвы начала прошлого века - красотища! А уж Питер вообще бесподобен во все времена:-)
Я когда смотрю старые фотографии, у меня неизвестно откуда появляется ностальгия по тем временам. Хочется туда попасть и погулять.
Абсолютно с тобой согласна:-) Каждому времени - свой облик города. Благо, есть такое замечательное изобретение человечества - фотография!

Сижу и вспоминаю ту книгу и раздумываю над тем, чем же меня так привлекают фотографии зданий и строений?

Во-первых, конечно, историей времени, свидетелями которого они были, есть и будут. И это их уникальное качество! Что-то светлое и доброе есть на тех фото, несмотря на то, что они могли быть сделаны, например, в 30-е годы прошлого века...
А во-вторых, правильностью и пропорциональностью линий.
Обрати внимание, ни на одном старом кадре не найдешь "заваленного" столба или угла дома:-)
почему же? встречается и весьма часто, к сожалению.
Если их вешают на выставках или печатают в журналах, то предварительно все таки как правило обрабатывают тем же Фотошопом или Пэйджмэйкером. А если вешают скажем старые репродукции - так они еще тогда были обрезаны (ножничками) и заретушированы настолько мастерски, что погрешностей ты не заметишь.
Тогда фотография была искусством для избранных, и ее старались делать максимально хорошо. Это потом, начиная с 80-ых, у каждого балбеса появился полароид - и понеслось...
Потом, время цедит и фильтрует: плохие старые снимки сохранились в частных коллекциях и представляют разве что семейную ценность, а хорошие мастерские выставляют на обозрение народу.
По видимому у тебя бОльший опыт посещения выставок старых фотографий;-) Мне кривизна не попадалась.

А насчет естественного отбора полностью согласна. Это одна из уникальных особенностей и прекрасных качеств времени - по его прошествии, как правило, остается ценным то, что сделано искусно и качественно!

:-) А интересно было бы взглянуть на выставку фото, сделанных на Полароид. Кстати, в журнале печатают, что он вот-вот откроет второе дыхание.
Когда мне давали основы фотографии (простенький Зенит ЕТ), начинали как раз с ч/б, мотивируя это тем, что если я смогу научиться снимать не в цвете - с выбором экспозиции позже проблем не будет. И, как мне теперь кажется, это был очень правильный подход - некоторые "вещи" цвет может просто "скрадывать", вытягивая как раз именно что своей цветностью. Вот смотришь на снимок - и понимаешь, что что-то вот ну не нравится - и всё. Переводишь его в ч/б и видишь, что пересвет или недосвет наличествуют и становится ясно, что именно не так...
И хотя съёмка на ч/б уже в прошлом, до сих пор выборочно перевожу случайным образом в него свои некоторые снимки - чтобы понять, а не ушло ли чувство "света". Ничто другое, как чёрно-белые снимки, так хорошо это не показывает.
Хотя иногда и возникают мысли устроить именно ч/б сессию, даже инекоторые задумки есть. Но пока не созрели ещё, кажется :)

Так что такая съёмка может иметь хотя бы такой эффект - обучающий на первых порах. А станет ли она одним из любимых видов из общего многообразия - уже другой вопрос.
Даааа...
Если я осень доберусь еще и до школы фотографии, думаю, узнаю все это на практике;-)

Интересно, а мой фотоаппарат может снимать в черно-белом формате? Даже не задумывалась прежде:-)
Моя 300-ка точно не умеет. А вот в следующих моделях вроде должна быть такая опция, если ничего не путаю - то ли в 400-ом, то в 450-ом кажется видел.